К 160-летию А.П. Чехова
ЧЕХОВ: NON-FICTION
Лаборатория для молодых драматургов
ЧИТКИ ПЬЕС ШОРТ-ЛИСТА ЛАБОРАТОРИИ
О проекте
Лаборатория «Чехов: Non-Fiction» – это творческий эксперимент, направленный на поиск и раскрытие возможностей самых разных жанров, форм, методов и техник документального театра для исследования и популяризации культурного и исторического наследия на примере фигуры А.П. Чехова, жизни чеховских текстов и чеховского мифа.

Современный музей находится в поиске новых средств и инструментов коммуникации с посетителем, открыт для экспериментов со своим пространством. Современный театр выходит за границы привычного зрительного зала и всё активнее осваивает нетеатральное пространство.

Лаборатория создана для объединения возможностей, ресурсов и усилий молодых драматургов, музея и театра в создании драматургических текстов, в том числе и для музейного пространства.
Организаторы
Лаборатория проводится Музеем-заповедником А. П. Чехова «Мелихово» совместно с Международным Чеховским благотворительным фондом при поддержке Министерства культуры Московской области на Грант Президента Российской Федерации по направлению «поддержка проектов в области культуры и искусства». Проект будет реализован в течение 2020 года.
Цели
Создать новые драматургические тексты о Чехове, чеховской эпохе, чеховском мифе, жизни чеховских текстов для постановки в самых разных жанрах, формах и техниках современного театра.

Стимулировать обращение молодых отечественных драматургов к исследованию, осмыслению и интерпретации культурного и исторического наследия через создание особого рода драматургических текстов, в том числе для постановки в музейном пространстве.
Результат
По итогам проекта будет опубликован сборник пьес, вошедших в шорт-лист лаборатории. Сборник будет распространен среди ведущих российских театров и музеев.

Как минимум одна пьеса из шорт-листа будет доработана до полноценного спектакля,
войдет в репертуар мелиховского театра «Чеховская студия» и будет представлена на Международном театральном фестивале «Мелиховская весна» в мае 2021 года.
Ход проекта
29 января
Старт приема заявок
на участие в Лаборатории
1 июня
Последний день
приема заявок
15 июня
Объявление лонг-листа
13-18 августа
Семинар в музее "Мелихово"
До 1 ноября
Прием готовых пьес от участников семинара
26 ноября
Объявление шорт-листа
30 декабря
Выпуск итогового сборника лаборатории
Эксперты и преподаватели
Павел Руднев
Российский театровед, театральный критик,
арт-менеджер, доцент
Школы-студии МХАТ, Высшей школы сценических искусств К. Райкина, Школы
Г.Г. Дадамяна, кандидат искусствоведения
Алевтина Кузичева
Литературовед, исследователь жизни и творчества А.П. Чехова, автор биографий А.П. Чехова и его семьи, член Чеховской комиссии при Совете по истории мировой культуры РАН, кандидат филологических наук
Дмитрий Родионов
Генеральный директор государственного центрального театрального музея имени
А.А. Бахрушина, Секретарь Союза театральных деятелей РФ, доцент кафедры сценографии продюсерского факультета ГИТИС, кандидат искусствоведения
Анастасия Журавлева
Заместитель директора музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово» по научной работе, автор и куратор музейно-театральных и выставочных проектов, член Чеховской комиссии при Совете по истории мировой культуры РАН, кандидат филологических наук
Рустем Фесак
Режиссер театра «Чеховская студия», работающего в музее-заповеднике А.П.  Чехова «Мелихово», режиссер-постановщик спектаклей в РАМТ, Московском театре «Et Cetera», Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова и др., в том числе по произведениям А.П. Чехова
Лия Бушканец
Профессор Института международных отношений Казанского федерального университета, член Координационного Совета Гильдии словесников (Москва), член Чеховской комиссии при Совете по истории мировой культуры РАН, сопредседатель Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы РФ,
доктор филологических наук
Юрий Доманский
Профессор РГГУ, старший научный сотрудник ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, автор работ по драматургии, в том числе книг по драматургии Чехова, главный редактор ежегодного научного издания "Русская рок-поэзия: текст и контекст", доктор филологических наук
Новости
Участникам
(Прием заявок закончен 1 июня)
Кто может стать участником?
Принять участие в Лаборатории «Чехов: Non Fiction» могут молодые драматурги России до 45 лет включительно.
Сроки и место проведения
Лаборатория проводится в течение 2020 года на территории Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова "Мелихово" (Московская область, г.о. Чехов, село Мелихово) Сайт музея: https://chekhovmuseum.com/

Внимание! С учетом актуальной ситуации и в связи с переносом сроков проведения Лаборатории на более поздние, прием заявок продлен до 1 июня 2020 г.

I этап. Прием заявок

  • Прием заявок: с 29 января по 1 июня 2020 г.
  • Объявление лонг-листа: 15 июня 2020 г.

II этап. Образовательная программа и создание драматургического текста

  • Семинар «От документа к пьесе»: с 13 по 18 августа 2020 г.
  • Создание драматургического текста: с 18 августа по 1 ноября 2020 г.
  • Объявление шорт-листа: 15 ноября 2020 г.

III этап. Театральная лаборатория

  • Проведение репетиций с участием драматургов и финальный показ читок и эскизов спектаклей по пьесам шорт-листа. Зрительское обсуждение и подведение итогов лаборатории: 25-29 ноября 2020 г.
  • Презентация итогового сборника пьес: 29 января 2021 г.
Требования к заявкам
Заявка должна содержать следующие сведения об участнике:

  • ФИО
  • Возраст
  • Город, область
  • Краткая творческая биография
  • Название (или выбранная тема)
  • Ссылка на предыдущие работы автора (если есть)

Основной текст заявки пишется в свободной форме на русском языке.

Он должен содержать выбор темы и описание замысла будущего драматургического текста, а также при желании синопсис, отсылки к документам и исследованиям, примеры диалогов.
Рекомендации
Жанр текста, подаваемого на конкурс, определяется нами как «Заявка на пьесу».
Жанр будущей пьесы определяется формулой «non-fiction». Это значит, что в основе драматургического текста должен лежать документ, первоисточник. При этом сам «документ» понимается в широком смысле слова как любая текстовая, визуальная, аудио-, видео- и иная информация, зафиксированная на каком-либо носителе (от традиционного архивного документа до современного рекламного слогана, от музейного экспоната до селфи на его фоне, от материалов по первой публикации или постановке чеховского произведения до «чеховских» штампов, клише и т.д., тиражируемых в медийном пространстве).

Текст пьесы может основываться на различных документах, принадлежащих разным историческим эпохам. Они могут как свидетельствовать о прошлом, так и фиксировать настоящее. Это могут быть: материалы СМИ (газетные, журнальные публикации, рецензии, объявления и т.д.), официальные документы, архивные материалы, эго-документы (дневники, письма, мемуары), интервью, блоги, реклама, различные свидетельства присутствия в медиа-пространстве.

Предметами изображения могут стать: фигура самого писателя ( человеческая и творческая судьба писателя, истории отношений, «биографии» произведений, истории творческого успеха и провала, отдельные биографические сюжеты, известные, малоизвестные и неизвестные страницы жизни писателя); личности и судьбы его современников, события эпохи; чеховские тексты (произведения, письма, высказывания Чехова и о Чехове, чеховские цитаты) в современном социальном, культурном, медийном и бытовом пространстве; мифы о Чехове (устойчивые представления о Чехове, мире его произведений, его героях, образ писателя в различные исторические эпохи).

Замысел пьесы может подразумевать будущее сценическое воплощение текста как в форме «классической» пьесы для театра, так и в самых разных экспериментальных и синтетических жанрах и форматах – от пьесы-реконструкции до ортодоксального вербатима и спектакля-инсталляции. Пьесы-исследования, пьесы-версии, пьесы-разоблачения, пьесы-осмысления в самых разных жанрах, формах и техниках современного театра. Иммерсив, Instagram-экскурсия, сторителлинг, вербатим, реэнактмент, site-specific theatre, пьеса-путешествие, реди-мейд, интерактивная выставка, мокьюментари – эти и другие современные театральные жанры, техники и подходы могут стать способом драматургического и сценического высказывания.
Менее всего приветствуются тексты – инсценировки чеховских произведений, «пересказы» биографии писателя.

Рекомендуемый объем основного текста заявки 1 – 3 страницы А4 (4000 – 12 000 тысяч печатных знаков с пробелами).

Внимание! Мы не принимаем на рассмотрение уже готовые пьесы об А.П. Чехове. На данном этапе мы ждем описание замысла. Однако вы можете присылать как пример своих работ уже созданные пьесы на любую тему. Это поможет нам в работе с заявками.
Шорт-лист
  • «Собаки Чехова» - Артем Казюханов, Санкт-Петербург
  • «О чем пищат устрицы» - Елена Щетинина, Омск
  • «Великолепный дождь» - Валерия Темкина, Санкт-Петербург
  • «Чайная птица» - Евгений Ионов, Санкт-Петербург
  • «Мой Чехов» - Ксения Датнова, Москва

Лонг-лист
  • Ионов Евгений Андреевич
    Санкт-Петербург

  • Гридина Инна Николаевна
    Барнаул - Санкт-Петербург

  • Златорунская Екатерина и Датнова Ксения (соавторство)
    Саранск - Москва

  • Сташков Евгений Игоревич
    Ачинск, Красноярский край

  • Страхова Любовь Владимировна
    Ярославль

  • Манн Елена
    Москва

  • Травкина Настя
    Москва

  • Малухина Мария Анатольевна
    Москва

  • Петрийчук Светлана и Шехватов Юра (соавторство)
    Москва

  • Потапова Ольга Викторовна
    Санкт-Петербург

  • Нижегородцев Денис
    Санкт-Петербург

  • Райцес Марта Ильинична
    Санкт-Петербург-Таганрог

  • Кизикова Анна Сергеевна
    Екатеринбург, Свердловская область

  • Темкина Валерия Викторовна
    Санкт-Петербург

  • Казюханов Артемий Владимирович
    Санкт-Петербург

  • Богданова Елена Юрьевна
    Новосибирск

  • Тимофеева Екатерина Андреевна
    Уфа

  • Жутаутайте Екатерина Эвальдовна
    Москва

  • Калинникова Наталья Николаевна
    Москва

  • Щетинина Елена Витальевна
    Омск